Предметно-развивающая среда в группе 0 0003 (МЛАДШАЯ)

Предметно-развивающая среда в  группе 0 0003 (МЛАДШАЯ)

Подготовила воспитатель младшей группы:

Дьяченко Е.Н.

МДОБУ №12 ст. Ахметовская


 

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы) : содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.

Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность ,поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе необходимо  опираться  на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, сумки, ведёрки, утюг, и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

 

Центр физической культуры:

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: дорожка массажная, (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи;; обручи; скакалки; кегли; скамейка; мат гимнастический; ленты разных цветов; султанчики; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Музыкально – театральный центр:

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: колокольчики, бубен, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) игрушка-неваляшка; театр настольный, набор кукол плоскостных, театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

 

Центр конструктивно-строительных игр:

Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

Сенсорно-математический уголок:

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды.др.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке:

- некрупная мозаика, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры с элементами моделирования и замещения.

-магнитная доска.

- комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

- различные мелкие фигурки.

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

- Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .

- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) .

А также всевозможные плакаты .

Дети очень любя дидактические игры: «Собери машинку», «Светофор», игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

 

Рекомендации по приобретению предметно-развивающей среды в младшей группе МДОБУ  №12.

 

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей конкретной группы.

При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).Преимущество созданной среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

В методическом кабинете имеется учебно- методический материал для педагогов.Силами воспитателей совместно с родителями и детьми изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп.

Однако количество материалов и оборудования приобретено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей,а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию.

Для улучшения предметно-развивающей среды необходимо приобрести:

-народные игрушки, (свистульки, народные куклы)

 -конструкторы

- спортивный инвентарь (мячи, сухой бассейн, прыгалки, обручи, дуги, мешочки с песком, игрушка-кольцеброс и др)

-нетрадиционное спортивное оборудование,массажные коврики и ребристые дорожки,флажки.

Для центра «Маленькие конструкторы»:

1. Мозаика большого размера.

2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого размера.

3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».

4. «Волшебный куб» (игрушка-вкладыш).

5. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).

6. Разрезные картинки (2—4 части).

7. Простые крупные пазлы.

8. Различные виды шнуровок.

 А также игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Для центра «Маленькие математики»:

1. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета).

2. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.

3. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета).

4. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал).

5. «Играйка 3» для развития математических способностей.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

 

Для центров «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:

1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.

2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

3. Маленькие ширмы для настольного театра.

4. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

5. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).

 

Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:

1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.

2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

3. Маленькие ширмы для настольного театра.

4. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

5. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).

 

Воспитателям необходимо:

 

1.Оформить табло спортивных достижений.

2.Создать настольный театрна ложках.

3.Сделать куклы из банок от кофе.

4.Пополнить игротеку.

5Костюмы.

6.Маски для постановки сказок.

7.Пальчиковый театр.

8.Обновить дидактические игры.

 

Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Вывод: Задача оснащения развивающей предметно - пространственной среды ДОУ остается одной из главных. В группе необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.

 

В предметно-развивающей среде нужно использовать предметы, материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформируемой. К таким предметам относятся: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавески, мягкие модули и т. д.

Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Создание и оборудование таких уголков в группе (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Отсутствие зоны экспериментирования обедняет возможность развития ребенка. Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое целое. Поэтому в будущем  воспитателям рекомендуется создание   этих зон.

Создавая, предметно-развивающую среду мы стараемся  сделать её информативно богатой и обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала для общения детей. Стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была, безопасной, здоровье-сберегающей, эстетически привлекательной, развивающей и вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

При дальнейшей организации предметно-развивающей среды и работе с воспитанниками, будем  продолжать развивать свое творчество и фантазию насколько это возможно.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

 

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы) : содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.

Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность ,поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе необходимо  опираться  на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, сумки, ведёрки, утюг, и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.